Ксеноновые лампы незаменимы в условиях плохо освещенной дороги. Они выступают в качестве источника света повышенной яркости, давая возможность водителю с большого расстояния заметить любые объекты на шоссе и на обочинах. Как же выбрать ксеноновую лампу правильно? Что нужно учесть, прежде чем сделать покупку?
Цоколь – это своеобразное посадочное место для лампы. Определить его легко одним из нескольких способов:
- Посмотреть гравировку на блок-фаре автомобиля (например, H7s-55w обозначает цоколь Н7).
- Прочитать информацию о подходящем цоколе в сервисной книжке (смотреть нужно раздел «Лампы»).
- Вытащить лампу (самостоятельно либо на станции технического обслуживания) и посмотреть на маркировку. Если таковой нет, можно попробовать определить тип цоколя визуально, но, скорее всего, для этого потребуется помощь специалиста.
Существует несколько разновидностей цоколей:
Серия цоколя | Где обычно устанавливается | |
Н (цветовой диапазон от 3000 до 8000К, совместимы с ксеноновыми блоками на 35 или 55 В) | Н1 | Дальний и ближний свет, противотуманки. |
Н3 | Противотуманные фары (этому способствует компактность лампы), реже – дальний свет. | |
Н4 | Фары с одной лампой и на ближний, и на дальний свет. Ксеноновые лампы с цоколем Н4 называют биксеноновыми. | |
Н7 | Ближний свет. | |
Н8 | Противотуманные фары, в основном – в моделях «Форд». Н8 встречается нечасто. | |
Н9 | Дальний свет, в большинстве случаев используется в немецких авто. | |
Н10 | Практически не встречается. | |
Н11 | Противотуманки в японских машинах. | |
Н27 (880/881) | Противотуманки в автомобилях корейского производства. | |
D (имеют цветовую температуру только в 4300К, как правило, представлены лампами фирм Philips и Osram. Совместимы с блоками на 35 В. Лампы китайского производства могут быть на 5000-6000К) | D1S и D1R | Автомобили с ксеноном заводской комплектации. D1S – в линзованой (проекторной) штатной оптике, D1R – в рефлекторной. |
D2C | Линза. | |
D2R | Обычные, не линзованые фары. | |
D4S и D4R | D4S – в фарах проекторного типа, D4R – в рефлекторной оптике. Не содержат ртуть. | |
НВ (в целом аналогичны лампам серии Н) | НВ2 (9004) | Почти не используются. |
НВ3 (9005) | Дальний свет, реже – противотуманные фары. | |
НВ4 (9006) | Противотуманные фары. | |
НВ5 (9007) | Практически не встречаются. |
Как правило, если ксеноновый комплект устанавливался в сервисном центре, у официального дилера, предыдущим владельцем – в общем, в любом месте, кроме завода- изготовителя, – то лампа рассчитана на Н-цоколь.
Как выбрать ксеноновые лампы по количеству Кельвинов
Цветовой называют температуру абсолютно черного тела, при которой излучение испускается с той же цветностью, что и рассматриваемое. Показатель влияет на то, как свет ксеноновой лампы будет восприниматься человеческим глазом. Зависимо от количества Кельвинов выделяют несколько градаций ламп:
- 3500К – светят ярко-желтым.
- 4300К – максимально приближены к дневному свету, свечение белое с желтоватым оттенком. В основном такие лампы ставятся на авто с заводским ксеноном. Они считаются наиболее подходящими для дорожных условий, так как лучше всего освещают шоссе и обочины перед машиной.
- 5000К – неплохая альтернатива лампам на 4300К. Светят ярко-белым. Эти лампы часто используются производителями нештатного ксенона.
- 6000К – светят холодным белым с легким голубым оттенком, хорошо подходят для сухих дорог.
- 7000К – им свойственен неяркий голубоватый свет.
- 8000К – для таких ламп характерно сине-фиолетовое свечение, оно еще более тусклое, чем при температуре 7000К.
Чем ниже цветовая температура, тем больше в свечении будет желтизны, с повышением температуры свечение приобретает голубые оттенки. Следует учесть, что лампы на 55В светят намного ярче, чем на 35В.
Хотя 90% покупателей отдают предпочтение ксеноновым лампам на 6000К, оптимальной для водителя считается температура от 4000 до 5000К. Дело в том, что с повышением температуры ухудшается обзор в условиях плохой видимости. В результате лампы на 6000К из-за невысокой яркости малопригодны для плохой погоды: дождя, тумана или снегопада, тогда как диапазон 4000-5000К позволяет кататься при любых условиях. В качестве основного освещения категорически не подходят лампы на 3500К – они хороши только для противотуманных фар.
На самом деле невозможно оценить все преимущества ксенона, если поставить лампу выше 6000К. Речь идет не только о вреде для зрения водителя, но также о высоком риске спровоцировать ДТП. Особенно это актуально для ламп с температурой 7000-8000К и выше: при неграмотной установке они очень плохо освещают дорогу и слепят встречных водителей. Кстати, именно этому и обязана дурная слава ксенона, который так не любят многие автомобилисты.
Так как цветовая температура определяется лишь ксеноновой лампой, то, к примеру, лампу на 6000К можно ставить на блок розжига от 5000К.
Срок жизни ксеноновых ламп гораздо больше, чем у галогеновых. Тем не менее случается, что спустя 2-3 года после установки ксенона свечение изменило свой цвет (с белого на фиолетовый, с желтого на синий). Такие перемены явно сигнализируют о том, что лампы через 2-5 недель придется менять. Причем даже если цвет изменился только с одной стороны, замены потребуют обе лампы.
Приобретение ксенона – шаг в направлении повышения комфортности и безопасности вождения. Главное, правильно подобрать цоколь и цветовую температуру лампы.