как выбрать

Как выбрать велосипед

велосипедВелосипед – наиболее демократичный вид транспорта. Он пользуется популярностью у людей независимо от их возраста или социального статуса и позволяет не только добираться из пункта А в пункт Б, минуя городские пробки, но и делать это с пользой для здоровья. Правда, все достоинства велосипеда можно оценить, только если подобрать его правильно. Какие же параметры необходимо обязательно учесть? Какой велосипед выбрать, чтобы катание приносило максимум удовольствия?

Как подобрать велосипед подходящего типа

Современный мир нацелен на максимально возможную специализацию: любой товар поделен на подкатегории, каждая из которых подходит для конкретной цели. Не обошла эта участь и велосипеды.

Тип велосипеда Основное предназначение Плюсы Минусы
Горный (маунтинбайк) езда по грунту, бездорожью, заснеженным или неровным дорогам
  • доступная цена
  • универсальность (подходит для езды по городу)
  • неприхотливость
  • широкий выбор комплектующих
  • легко поддается модификации
  • практически полное отсутствие наката по асфальту
  • низкая скорость при езде по шоссе
  • сравнительно большой вес (до 15 кг)
  • ориентация не на комфортность поездки, а на фитнесс и спорт
Дорожный (ситибайк, городской) прогулки, поездки на работу или в магазины
  • простота и надежность
  • возможность выбрать мужскую (закрытую) или женскую (открытую) раму
  • комфортность при нескоростной езде
  • простота в обслуживании, частый ремонт не требуется
  • не подходят для занятий спортом
  • не справляются с высокими нагрузками
  • достаточно тяжелы (в классическом варианте вес составляет 15-18 кг)
Шоссейный (роудбайк) езда по асфальтированным поверхностям
  • отличная скорость на асфальте
  • легкость конструкции (около 5 кг)
  • максимальный накат по твердому и ровному покрытию
  • прочность
  • чувствительность к качеству поверхности, не «справляются» с поездками по грязи или неровностям
  • непрактичность при повседневном использовании, ориентированность на тренировки
  • отсутствие креплений для багажника
  • низкая посадка, ограничивающая обзор и создающая неудобства при поездках по городу
  • тонкие шины, которые легко пробиваются об острый камень или бордюр
Трековый гонки на треке
  • легкость конструкции
  • ограниченная сфера использования
Туристический (туринг) туристические поездки по ровным дорогам
  • относительно несложный ремонт
  • хороший накат
  • устойчивость
  • высокая скорость в условиях асфальтированной поверхности
  • универсальность
  • проходимость хуже, чем у горного велосипеда
  • низкая скорость по сравнению с шоссейными моделями
  • затрудненное управление при езде по пересеченной местности
Гибридный (кроссовый) поездки по пересеченной местности
  • универсальность
  • подходит для езды по городу и шоссе
  • хорошая проходимость
  • слабоватая маневренность
  • высокая цена по сравнению с горными велосипедами
Складной недлительные и неспешные прогулки по городу
  • компактность
  • плохой накат из-за маленького размера колес
  • дороговизна
  • маленькая скорость
  • сложность подбора рамы для высоких людей

Определяясь с тем, какой велосипед лучше выбрать, следует учесть тип местности, по которой планируется совершать поездки.

К примеру, для катания по городу подойдут ситибайки с жесткой вилкой и большими колесами. Это классический, но не единственный вариант перемещения по мегаполису. Для этой цели не хуже подходит складной велосипед, который в любой момент можно сложить и взять с собой в метро или ресторан.

Если же нет уверенности в том, какой именно тип трассы будет преобладать, рекомендуется покупать горный велосипед или его облегченный вариант – гибридный. Он подходит как для пересеченной местности, так и дорог плохого качества, которых, по правде говоря, в нашей стране основное количество.

Какой лучше выбрать велосипед: основные параметры

Выделяют несколько характеристик велосипеда, на которые нужно обязательно обращать внимание, совершая покупку:

1. Материал рамы. Среди наиболее популярных вариантов:

  • сталь. Отличается прочностью, долговечностью, дешевизной и простотой обработки. Бывает двух видов: Hi-Ten (такая рама характеризуется плохим накатом и большим весом) и Cro-Mo (раме свойственна легкость, способность гасить вибрации и слегка смягчать удары);
  • алюминий. Оптимальный вариант по соотношению цены и качества. В большинстве велосипедов использован сплав 7005, для более дорогих моделей характерен сплав 6061. С алюминиевой рамой легче разогнаться, взобраться на горку и в общем чувствовать дорогу. Среди недостатков материала – плохая накатистость, сложности на поворотах и накопление «усталости» (через 10-15 лет рама может внезапно сломаться);
  • углепластик. Подходит для велосипедов профессионального класса. Рамы из углепластика очень легкие, но в то же время плохо выдерживают удары;
  • титан. Достаточно дорогой материал, который объединил в себе легкость алюминия и прочность стали. Титан долговечен и хорошо гасит вибрации. Его основной минус – сложная механическая обработка.

2. Тип руля. Он может быть одного из следующих из видов:

  • горный – прямой, подходит для условий бездорожья, встречается в горных и шоссейных велосипедах;
  • вертикальный – классической формы, идеален для коротких поездок, зачастую используется в гибридных моделях;
  • гоночный – позволяет держать руки в четырех разных положениях, характерен для туристических и шоссейных велосипедов;
  • «бабочка» – наиболее популярный вариант, хорошо подходит для длительных поездок;
  • «усы» – дает возможность держать руки в одном из трех положений, идеален для туристических «заездов» на длинные дистанции.

3. Вид тормозов по типу механизма:

  • ободные (V-brake). Они дешевые, легкие, дают малую нагрузку на спицы и втулку, просто настраиваются и слабо нагреваются. Но присутствуют и недостатки, среди которых наиболее существенны – необходимость частой замены колодок и снижение эффективности при плохой погоде;
  • дисковые. Такие тормоза достаточно дорогие, но зато обеспечивают лучший контроль за «поведением» велосипеда, не зависят от погоды и не требуют частых регулировок. С другой стороны, качество их работы снижается при попадании масла на диск, а полноценное обслуживание в домашних условиях зачастую невозможно. Бывают механические (тросиковые) и гидравлические дисковые тормоза. Последние считаются более совершенными.

Производство дисковых тормозов требует значительных затрат, которые затем закладываются в цену велосипеда. Поэтому если на выбор есть две модели одинаковой стоимости, но одна с дисковыми, а другая с ободными тормозами, следует выбирать последнюю: она качественнее.

Как подобрать по росту велосипед

Удобство и безопасность катания зависят от правильно выбранного размера рамы. Как правило, сотрудники специализированных магазинов знают, как подобрать велосипед по росту, но покупателю так же будет не лишним владеть этой информацией.

Условно можно выделить такие этапы процесса:

  1. Измерение роста без обуви. Желательно узнать эту цифру дома.
  2. Изучение размерной сетки производителя по каждой понравившейся модели.
  3. Если размерная сетка по отдельному велосипеду отсутствует, в расчет принимаются стандартные показатели ростовки:
Рост, м Высота рамы, дюймы (1 дюйм=2,54 см) Размер
горный велосипед туристический/городской велосипед
1,4-1,55 13 14 XS
1,5-1,65 15 16 S
1,6-1,75 17 18 M
1,7-1,85 19 20 L
1,8-1,95 21 22 XL
от 1,95 23 24 XXL

В общем, процесс подбора велосипеда достаточно прост. В случае «переходного» роста (к примеру, 1,55 м или 1,85 м) нужно учитывать такие рекомендации:

  • для обычной езды лучше приобретать меньший размер рамы: для 1,55 м удобнее 14-дюймовый городской велосипед, чем 16-дюмовый;
  • для спортивного катания на высокой скорости следует отдать предпочтение большему размеру рамы: для того же 1,55-метрового человека подойдет горный велосипед с рамой на 15 дюймов, а не на 13.

Узнать, подходит ли выбранная рама конкретному ездоку, очень легко: нужно просто «примерить» велосипед. Следует встать таким образом, чтобы рама была между ног человека, а седло прикасалось к спине. В таком положении необходимо проверить, какой промежуток остался между пахом и верхней трубой рамы. Оптимальным показателем считается 5-15 см, что примерно составляет ширину ладони. При маленькой ростовке рамы промежуток может быть несколько меньше.

Важно учесть, что при прочих одинаковых условиях модели поменьше оказываются более легкими и маневренными.

На полных людей рассчитаны рамы начиная с размера L: такая конструкция выдерживает значительный вес за счет утолщенных стенок труб. Но существует правило: если у ездока присутствует лишний вес, нужно подбирать более прочную модель велосипеда, а не просто «перескакивать» на следующий размер рамы.

Велосипед – это экологично, экономно и удобно. Что еще нужно для транспортного средства?