как выбрать

Как выбрать синтезатор

Любому человеку, хоть сколько-нибудь интересующемуся музыкой, хочется время от времени расширять свои горизонты. Ведь освоение неизвестного ранее инструмента сравнимо с изучением нового языка: это так же волнующе, необычно и трудно. Для многих очередным этапом на сложном пути музыкального развития становится синтезатор. Этот инструмент занял прочную позицию на рынке: функциональность и относительная компактность делают его незаменимым и для любителей, и для профессиональных музыкантов. Правда, новички часто не знают, как выбрать синтезатор правильно.

Синтезатор для начинающих: как выбрать тип клавиатуры

Практичность и удобство пользования синтезатором во многом зависит от его клавиатуры.

Параметры клавиатуры Вид клавиатуры Описание
Размер клавиш полноразмерная По размеру клавиши синтезатора почти идентичны клавишам фортепиано (могут быть немного короче в длину). В случае с цифровым пианино размер совпадает полностью.
малоразмерная Клавиши намного короче или уже (либо и то, и другое), чем у фортепиано.
Чувствительность к касанию (velocity sensitivity) активная (динамическая) Громкость звука напрямую зависит от скорости нажатия: чем быстрее, тем громче. Функцию динамической клавиатуры можно отключить в любой момент.
пассивная (нединамическая) На громкость не влияет скорость нажатия клавиш. Встречается в дешевых моделях. Позволяет сымитировать звучание старого аналогового синтезатора или электрооргана.
Тип механики синтезаторная (пластмассовая) Достаточно жесткий вариант механики, при котором трудно прочувствовать предел нажатия клавиши. Часто встречается в детских синтезаторах.
синтезаторная (пружинная) Клавиши работают под воздействием пружины. Наиболее распространенный вариант для синтезаторов разных уровней.
фортепианная (пружинная) Механика основана на пружине, но игра на таком синтезаторе максимально приближена к таковой на фортепиано.
молоточковая Клавиша возвращается в исходное положение за счет действия противовеса. Сборка инструмента в основном производится вручную, что сказывается на стоимости синтезатора. Молоточковая механика позволяет реализовать все звуковые возможности фортепиано.
Жесткость невзвешенная Сопротивление минимальное, клавиши нажимаются очень легко.
полувзвешенная Среднее сопротивление клавиш к нажатию.
взвешенная Клавиши подаются с трудом, отличаются высокой жесткостью.
Чувствительность к послекасанию (aftertouch) чувствительная После того, как клавиша нажата, модулируется дополнительный звуковой эффект (вибрато, тремоло и т. д.). Клавиатура с поддержкой aftertouch реагирует на силу нажатия.
нечувствительная Реакция на послекасание отсутствует.

синтезаторЛюдям, планирующим серьезно заниматься музыкой, лучше приобретать синтезаторы с полноразмерной клавиатурой. Игра на таком инструменте требует хорошей растяжки пальцев и максимально приближена к «нормальным» условиям, при которых мелодия зависит от мастерства музыканта, а не электронных «примочек».

Малоразмерная клавиатура подходит для детского или любительского синтезатора: инструмент получается компактным и простым для игры. Правда, музыкальных вершин с ним достичь не получится.

По параметрам чувствительности и механики нет жестких рекомендаций: кому как удобно. Играть на синтезаторной клавиатуре проще, чем на фортепианной и тем более на молоточковой. Зато после освоения фортепианной или молоточковой механики перейти на любую другую будет достаточно просто, правда, захочется ли это делать?

Синтезатор: как выбрать количество клавиш

В зависимости от модели инструмента количество клавиш может быть разным, в основном от 37 до 88. Количество зависит от октав: традиционно принято, что 12 клавиш – это 1 октава. Но часто клавиатура синтезатора и начинается с ноты До, и заканчивается ею. В таком случае речь идет о полной октаве, и формула немного видоизменяется:

Клавиши = (Октавы * 12) + 1.

Таким образом получается, что синтезатор с 49 клавишами охватывает всего 4 октавы: (49-1)/12 = 4.

Зависимо от количества клавиш можно определить примерный класс инструмента:

  1. 37 клавиш. В основном это детский вариант, синтезаторы-игрушки. Отличаются очень маленьким весом.
  2. 49 клавиш. Раньше такие инструменты пользовались немалой популярностью, но постепенно они скатываются в категорию игрушечных. Могут подойти для любителей, которые хотят иногда «побаловаться» игрой на синтезаторе и сэкономить при этом деньги.
  3. 61 клавиш. Универсальные модели. Их следует выбирать, когда нет причин приобретать более мощный инструмент, но есть желание поддержать определенный уровень игры. На 5-октавном синтезаторе можно играть двумя руками, хоть и с небольшими ограничениями.
  4. 76 клавиш. Хороший инструмент, подходящий для полноценного обучения. Позволяет играть большую часть классики обеими руками: 6-ти «с хвостиком» октав для этого вполне хватит.
  5. 88 клавиш. 7-октавные синтезаторы относятся к категории наиболее дорогих и габаритных, зато такие инструменты могут стать полноценной заменой фортепиано. Их рекомендуется приобретать профессиональным пианистам.

Необходимо хорошо взвесить свои потребности и финансовые возможности, перед тем как выбрать синтезатор: для любителя достаточно 4-5 октав, переплачивать за 6-7-октавный инструмент зачастую нет смысла.

Как выбрать синтезатор для дома: важные параметры

При покупке инструмента следует обратить внимание на такие его характеристики:

  1. Полифония. Обозначает количество клавиш, которые можно зажать одновременно. При нажатии на одну клавишу воспроизводится два звука, поэтому при полифонии в 32 голоса одновременно можно нажимать только 16 клавиш. Если зажать еще одну, то от какой-либо из клавиш звук не воспроизведется. Новичкам достаточно 32-х-голосой полифонии, модели на 64 или 128 голосов относят к категории профессиональных.
  2. Мультимембральность. Указывает, сколько инструментальных партий можно воспроизвести одновременно. Выбирать необходимо исходя из собственных запросов. Например, чтобы одновременно играла ударная установка, бас- и электрогитара, показатель мультимембральности должен составлять 3.
  3. Количество тембров. Подразумевается число музыкальных инструментов, «живущих» в синтезаторе. Как правило, их количество составляет от 100 до 562. Чем больше тембров, тем больше свобода самовыражения.
  4. Режим обучения. Предполагает наличие некоторого количества мелодий, проигрываемых синтезатором для повторения пользователем. Не стоит относиться к такому обучению серьезно: после него музыкальный талант вряд ли пробудится.
  5. Интерфейсы. Благодаря им осуществляется связь инструмента с внешним миром, то есть подключение синтезатора к другим устройствам. Наиболее распространенные интерфейсы: PHONES – для наушников, USB – для ПК, MIDI (OUT, IN) – для ПК и устройств MIDI, FOOT PEDAL – для ножной педали.

Следует взвесить все за и против перед тем, как выбрать синтезатор: для начинающих с нуля музыкантов этот инструмент может стать фатальным. Если человек никогда ранее не играл на фортепиано, то у него нет представления о живом звуке. Без такой подготовки игра на синтезаторе просто испортит тембровое восприятие, вследствие чего человек не сможет отличать звуки разных инструментов на слух. Насколько этот факт критичен, каждый определяет для себя сам.

Синтезатор может стать как самой удачной покупкой в жизни, так и огромным разочарованием. Все зависит не только от модели инструмента, но также от играющего на нем. Хватит ли начинающему музыканту терпения разобраться во всех тонкостях?