как выбрать

Как выбрать объектив

Покупка фотоаппарата – лишь первая весомая трата, ожидающая начинающего фотографа. Постепенно приходит понимание, что без приобретения дополнительных «примочек» не обойтись. И первое место в списке занимает хороший объектив. Как его выбрать правильно?

Какой купить объектив? Фокусное расстояние

От параметра фокусного расстояния зависит количество объектов, «влезших» в кадр. Взаимосвязь очень простая:

  • при маленьком фокусном расстоянии фото получится «содержательнее» с точки зрения количества изображенных объектов. Недостаток – появляется риск искажения картинки;
  • при большом фокусном расстоянии достигается эффект приближения, что приводит к акцентированию внимания на одном из предметов и уменьшению количества «участников» композиции.

Чтобы получился снимок, максимально близко передающий то, что видит человеческий глаз, следует работать с 50-миллиметровым фокусным расстоянием. В этом случае используются нормальные (стандартные) объективы. Их отличительные черты:

  1. Фокусное расстояние в пределах от 40 до 55 мм (чаще всего встречается вариант на 50-52 мм).
  2. Средний угол зрения (40-500 по диагонали).
  3. Естественное воспроизведение перспективы.

Объективы, выходящие «за рамки» нормы, традиционно именуются коротко- и длиннофокусными. Что лучше?

Разновидность объектива Фокусное расстояние, мм Угол зрения, градусов Особенности картинки Для какого типа съемки подходит
Короткофокусный (широкоугольный) менее 35 более 60
  • более широкий захват панорамы
  • изменение перспективы (задние объекты уменьшаются сравнительно с передним планом)
  • субъективное увеличение глубины резкости
Интерьерная и любая другая, происходящая в условиях ограниченного пространства.

Любительская бытовая (гости за столом, снимок на фоне красивого вида и т. д.)

Архитектурная, пейзажная, репортажная.

Длиннофокусный (телеобъектив) от 80 до 30
  • иллюзия приближенности главного объекта, за счет чего он выглядит увеличенным
  • отображение деталей на заднем плане в укрупненном масштабе, что делает их несколько размытыми
  • «сплющивание» перспективы
Портретная, спортивная, природная.

Любая съемка, во время которой нельзя приблизиться к интересующему объекту на нужное расстояние, чтобы запечатлеть его крупным планом.

Для цифровых фотоаппаратов с кропнутой матрицей фокусное расстояние по факту будет больше указанного. Например, если кроп-фактор составляет 1,6, то 35-миллиметровый объектив продемонстрирует значение 56 мм (1,6 х 35).

Объектив: как выбрать по основным параметрам?

При покупке объектива особое внимание рекомендуется уделять таким его особенностям:

  1. Максимальная диафрагма. Принято полагать, что чем значение больше, тем выше показатель глубины резкости и меньше размывается фон. Лучшее качество изображения объективы демонстрируют при средних значениях f:8 – f:16. Для объективов с функцией zoom показатели диафрагмы находятся в определенном промежутке и могут изменяться.
  2. Светосила. Определяет общее качество оптики. Чем меньше значение, тем лучше, поскольку объектив будет более полно «работать» со светом.
  3. Диаметр резьбы для светофильтра. Значение указывается на объективе и описывает размер «дружественных» фильтров.
  4. Разновидность фокусировки. Она бывает двух типов:
    • ручная – редко встречающийся вариант. Объективы характеризуются яркой индивидуальностью и позволяют создавать очень интересные рисунки;
    • автоматическая – стандартный способ фокусировки для большинства современных моделей. Фокус устанавливается самостоятельно, не требуя «участия» пользователя.
  5. Минимальное расстояние фокусировки. Подразумевается наименьшая требуемая дистанция для того, чтобы объектив мог сфокусироваться. Измерение осуществляется от матрицы камеры: нужная точка обозначается на корпусе.
  6. Вес. На качество съемки прямого влияния не оказывает, если не учитывать, что уставший человек работает хуже. Вес объективов колеблется от 50 г до 1,5 кг. При прочих равных лучше отдавать предпочтение более легким моделям, которые позволяют держать фотоаппарат одной рукой (вторая рука может «пригодиться» для держания внешней вспышки).

Каждый объектив отличается собственным рисунком, который можно только увидеть, но никак не описать. Поэтому перед приобретением желательно протестировать потенциальную покупку на практике.

Как выбрать резкий объектив

Как выбрать объективНа самом деле понятия «резкость оптики» не существует, поскольку все люди оценивают изображение субъективно. Кому-то по душе подчеркнутые края предметов, кто-то предпочитает контрастные картинки, тогда как другой фотограф особенно ценит мелкие детали… В любом случае можно говорить о резкости, но в каждой ситуации этот параметр описывает что-то «свое».

Сама по себе резкость неважна. Результат съемки во многом зависит от типа используемой пленки и производителя. Лидеры в сфере оптики демонстрируют следующие особенности:

  • Zeiss AG – основное внимание уделяет размытию изображения вне фокусной зоны;
  • Nikon – создает иллюзию очень резкой картинки за счет увеличения жесткости, что не слишком хорошо при портретной съемке;
  • Canon – делает акцент на мягкость и высокое разрешение, одновременно снижая уровень контрастности. Из-за этой особенности объективы отлично сочетаются с цветными пленками, позволяющими сделать отдельные детали композиции хорошо различимыми.

Традиционно считается, что лучшую резкость демонстрируют «фиксы» – модели с неизменяемым фокусным расстоянием. С другой стороны – у них отсутствует функция зума, поэтому каждому фотографу следует самостоятельно решить, что для него более важно.

Как показывает практика, тесты объективов не дают точного представления о рассматриваемом продукте. К примеру, во время оценки использовались не те критерии, которые играют существенную роль для конкретного пользователя. Если тест показал, что какой-либо объектив оказался самым резким, это еще не значит, что фотографу подойдет этот уровень – возможно, ему нужно еще большее значение. Необходимо руководствоваться исключительно собственными ощущениями.

Выбор объектива требует сугубо индивидуального подхода. Единственный существенный критерий – ощущение, что фото получилось «как надо», все остальное вторично.