как выбрать

Как выбрать горный велосипед

Как выбрать горный велосипедАктивный отдых – идеальное времяпровождение: можно сбросить с себя груз повседневных забот и в то же время поддерживать тело в форме. Особой популярностью пользуется катание на горном велосипеде. Необязательно отправляться в длительное путешествие по пересеченной местности: достаточно ездить на велосипеде на работу или за продуктами, чтобы всегда чувствовать себя прекрасно. Но как правильно выбрать «железного коня»? Что нужно учесть при покупке?

Как выбрать горный велосипед: хардтейл или двухподвес?

Горный велосипед также известен как маунтинбайк. В его названии скрыто основное предназначение этого транспортного средства – катание по бездорожью, грунту, неровным или заснеженным дорогам вне города. И хотя при желании на маунтинбайке можно перемещаться и по асфальтированному мегаполису, все же конструкция велосипеда рассчитана на пересеченную местность. Главные особенности – широкие колеса сравнительно небольшого диаметра, рама особой геометрии с приподнятой кареткой, внушительное число передач. Существует три типа горных велосипедов, среди которых «настоящими» считаются только первых два:

Тип маунтинбайка Особенности Для каких случаев/кому подходит
Хардтейл Название переводится как «жесткий хвост». Отличие этой модели заключается в отсутствии заднего амортизатора. Усталость рук не допускается за счет наличия передней амортизационной вилки.

Хардтейл в основном бывает двух видов: для кросс-кантри (легкие модели для соревнований или прогулок) и экстремальные (предназначены для выполнения трюков).

  • активным людям, находящимся в хорошей спортивной форме
  • для спокойных размеренных поездок
  • для езды по местности без крутых подъемов
  • в качестве первого велосипеда/для улучшения навыков езды
Двухподвес Основная характеристика – наличие двух амортизаторов. Передний – такой же, как у хардтейла, задний – крепится при помощи поворотной рамы (в результате заднее колесо одновременно соединено и с рамой, и с амортизатором).

Двухподвесы выпускаются под стили катания различной сложности: кросс-кантри, трейл, фрирайд, даунхилл.

  • здоровым людям с хорошей физической подготовкой
  • при заболеваниях суставов и спины
  • для катания по влажным или грязным дорогам, а также по каменистой или ухабистой местности
  • для скоростной езды
Комфорт Единственный критерий, по которому можно отнести эти велосипеды к категории горных, – геометрия рамы. В остальном такие модели больше схожи с обычными, предназначенными для комфортных и безопасных поездок по асфальтированным дорогам. Конструкция предполагает наличие тормозов с антиблокировкой, амортизационного подседельного штыря, колес диаметром 26-28″.
  • людям, ценящим в первую очередь удобство и безопасность, не стремящимся демонстрировать высокие спортивные достижения
  • для поездок по городу
  • для катания без элементов экстрима

Хардтейл – наиболее популярный тип маунтибайков в отечественных магазинах. Такие велосипеды отличаются сбалансированным соотношением демократичной цены и хорошего качества. Их рекомендуют новичкам и людям, которым нужен один велосипед на все случаи жизни.

Двухподвес следует покупать очень осознанно. Эти модели, как правило, стоят дороже хардтейлов и их покупка оправдывается, если действительно присутствует необходимость регулярного катания по пересеченной местности.

Горные велосипеды категории «комфорт» – самый простой и бюджетный вариант. Их стоимость составляет около 10000 руб., и по факту это обычные прогулочные модели, достаточно тяжелые и бесполезные с точки зрения маунтинбайка. В этом случае лучше купить хардтейл начального уровня – пользы будет гораздо больше.

Велосипед горный: как подобрать раму по размеру

Для удобной и безопасной езды очень важно, чтобы рама велосипеда соответствовала «габаритам» катающегося. В характеристиках каждой модели производитель указывает высоту рамы в дюймах. Под этим параметром в основном подразумевается расстояние между местом крепления педалей и верхом трубы.

Главная ошибка новичков – попытка подобрать подходящий велосипед исходя из своего роста, тогда как куда правильнее ориентироваться на длину ног. Существует простая формула для этого:

(Длина ног, см)* 0,56/2,54 = Размер рамы в дюймах.

Например, если длина ног у будущего обладателя велосипеда составляет 96 см, то размер рамы в дюймах примерно равен числу 21 (96*0,56/2,54).
«Примеряя» потенциально подходящий маунтинбайк, следует встать над рамой так, чтобы ноги оказались с разных сторон. Затем необходимо поочередно оценить два момента:

  • достают ли ноги до пола? Если нет, то дальше висеть на раме нет смысла, – велосипед не подходит. В случае положительного ответа на вопрос, можно рассматривать байк дальше;
  • какое расстояние между пахом и верхней трубой рамы? Нулевое не подходит. В идеале должен оставаться промежуток, равный ширине ладони.

Если эти тесты были успешно «сданы», можно провести еще один финальный. Нужно, оставаясь в прежнем положении, приподнять переднее колесо так, чтобы седло упиралось в крестец. В «правильном» велосипеде колесо будет находиться на расстоянии около 15 см от пола.

Нелишне учесть, насколько удобно дотягиваться до руля при слегка согнутых в локтях руках. Если требуется тянуться, полностью выпрямив руки, следует посмотреть другую ростовку.

Соблюдение вышеуказанных требований обусловлено особенностями эксплуатации маунтинбайка. При поездке по не слишком «гостеприимной» местности всегда есть риск внезапных препятствий, перед которыми придется «пасовать», быстро спрыгивая с велосипеда. Если рама подобрана по размеру, то подобное действие не вызовет никаких сложностей и не спровоцирует травмы.

Помимо непосредственной «примерки», советуют также обращать внимание на размерную сетку, которой часто пользуются производители:

Размер Высота рамы, « Примерный рост пользователя, м
S/Small/Маленький 15 1,5-1,65
M/Medium/Средний 17 1,65-1,8
L/Large/Большой 19 1,75-2
XL/Extra Large/Очень большой 21 1,85 и выше

Это только основные размеры, встречаются и меньшие, и большие. Нужно обязательно изучать характеристики конкретной модели байка, а также на практике оценивать, насколько он подходит.

Какие параметры следует учесть при выборе горного велосипеда

На качество байка во многом влияет то, какие именно конструктивные элементы были использованы для его производства. Обращать внимание следует на такие критерии:

1. Материал рамы. В основном распространены такие варианты:

  • сталь – наиболее популярный материал для производства велосипедов бюджетного класса. Сталь очень прочна, но отличается большим весом;
  • хромомолибденовая сталь – сохраняя прочность стали, этот материал может «похвастаться» гораздо меньшим весом;
  • алюминий – характерен для маунтинбайков среднего и высокого класса. Такие велосипеды позволяют без труда разгоняться, покорять склоны и отлично чувствовать дорогу. Материалу свойственна легкость и прочность, но также накопление «усталости» (лет через 10 рама может попросту сломаться).

2. Диаметр колес. Размер 24″ свойственен моделям для детей возрастом 10-13 лет, взрослым придется выбирать между 26″ и 29″. Что лучше? Для высокой скорости и хорошей маневренности следует выбирать колеса поменьше. Диаметр 29″ свойственен велосипедам, называемым найнерами. Их отличает достаточно большой вес и слабая маневренность. Зато на таких байках можно легко проскакивать ямки и выбоины, даже не заметив их.

3. Тормоза. Ободные можно встретить только в бюджетных моделях, хорошим велосипедам свойственны дисковые тормоза. Но и тот, и другой вариант имеет как преимущества, так и недостатки:

Тип тормозов Плюсы Минусы
Дисковые гидравлические
  • качественная работа независимо от погоды
  • длительный срок службы
  • отсутствие необходимости частых регулировок (в случае гидравлики)
  • невозможность полноценного обслуживания в домашних условиях
  • дороговизна
  • большой вес
  • частые настройки (в случае механики)
механические (тросиковые)
Ободные (v-brake)
  • дешевизна
  • простая конструкция
  • легкость в обслуживании
  • ухудшение работы в условиях дождевой погоды
  • невозможность установки широких покрышек
  • риск деформации покрышки при затяжном спуске с возвышенности
  • необходимость регулярной замены колодок

Механические дисковые тормоза стоит выбирать только для неспешной езды по городу. Если же планируется покорение «диких» мест, без гидравлики не обойтись.

Качественный горный велосипед – залог хорошего настроения и отличного самочувствия круглый год. Зачем откладывать покупку?